Самолеты Ан-2 до сих пор остаются здесь самым востребованным видом транспорта. Там, где начинается Онежский полуостров, заканчиваются дороги, поэтому добраться до города жители Лопшеньги могут либо морем, либо по воздуху. Второй вариант предпочтительней – до областного центра всего полтора часа. Правда, ожидание рейса раньше едва ли можно было назвать комфортным: аэровокзал не ремонтировался много лет. Между тем это здание – образец исчезающей деревянной архитектуры XX века.

 
 

– В Архангельской области осталось всего семь действующих деревянных аэропортов. С развитием дорожной сети многие из них просто исчезли, а там, где дороги появятся нескоро, деревянные аэровокзалы заменяют безликими постройками контейнерного типа. В наших руках исчезающее, но такое значимое наследие! – сказала руководитель проекта, начальник службы развития национального парка «Кенозерский» Александра Яковлева. – Нашей главной задачей было сделать аэропорт комфортным для людей. Чтобы в нём было тепло и хорошо пассажирам и сотрудникам, интересно посетителям.

Сейчас в здании аэровокзала обустроили музейно-этнографический комплекс «Воздушные причалы Белого моря» – это одновременно и зал ожидания, и интерьерный музей, где воссоздана атмосфера 1960–1970-х годов. Оригинальную мебель удалось отреставрировать, а недостающие предметы для музея собирали всем регионом. Около 300 вещей – одежду, дорожные сумки, советские плакаты и многое другое – передали жители Архангельской области.

— Работа над подбором экспонатов заняла год. Нашлось столько интересных вещей, что кроме тематических зон, запланированных изначально, мы оформили еще несколько. В музее будут «Комната матери и ребёнка», «Касса», «Буфет», «Почтовый уголок», «Бюро забытых вещей» и другие разделы, – поделилась куратор экспозиции, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия национального парка «Кенозерский» Марина Мелютина. – Можно сказать, что мы стали летописцами истории малой авиации на Онежском полуострове. Информацию пришлось собирать по крупицам: в архивах, в воспоминаниях авиаторов и жителей деревни. Мы расскажем о малой авиации в целом и раскроем личные истории летчиков и руководителей аэропорта. Всё это абсолютно новый материал, для сбора и интерпретации которого пришлось погружаться в тонкости работы и повседневной жизни авиаторов.

В проекте участвовали более 50 человек: строители, реставраторы, дизайнеры, научные сотрудники, координаторы, волонтеры и жители деревни.

Напомним, что проект «Воздушные причалы Белого моря» реализован ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» благодаря победе в конкурсе «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина, а также с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-служба национального парка «Кенозерский»

Общероссийская общественно-государственная организация “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” Региональное отделение Архангельской области
НАВЕРХ