8358-z 1104a2af5 декабря 2009 года «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», Указом Президента России №1389 городу Архангельску присвоено почетное звание «Город воинской славы». 

Федеральный закон о звании «Город воинской славы» был принят в мае 2006 года. 

В соответствии с ним такое звание присваивается городам России, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники проявили мужество, стойкость и массовый героизм. 

Как пояснил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, сейчас это праздничный день Архангельской области. Он предусмотрен областным законом от 3 июня 2019 года № 97-8-ОЗ «О праздничных днях и памятных датах в Архангельской области», который был разработан правовым департаментом.

Создан охранять северные российские рубежи

В ходатайстве о присвоении городу Архангельску почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», которое было направлено Президенту России, отмечалось, что город Архангельск основан изначально как военная крепость, форпост государства российского на Севере. Таковым он и оставался на протяжении всей его истории. 

Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи. 

Положение Архангельска как мощной крепости и крупного (а до основания Санкт-Петербурга – единственного) морского порта России определяло его геополитическое место. Не случайно в военно-стратегических планах России и ее союзников обороне Архангельска всегда отводилось особое место, и его роль резко возрастала именно в военное время. 

Практически во всех крупных военных конфликтах со времен основания города противник стремился захватить или уничтожить Архангельск. 

Крепость Архангельск

Немалую роль сыграли архангелогородцы в становлении и развитии русской армии в XVII веке. В ходе подготовки к Смоленской войне (1632-1634 годы) многие северяне вошли в полки «иноземного строя», положившие начало русской регулярной армии. Первый солдатский полк нового строя состоял примерно из 60 беспоместных боярских детей из северных городов, а отборная конница, поступившая в распоряжение главнокомандующего М.Б. Шеина, была составлена преимущественно из представителей северо-восточных уездов. 

Мужественно сражались северяне в войне за освобождение Украины, равно как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн середины XVII века. 

Особая роль отводилась Архангельску, в то время единственному стратегическому морскому порту и крупнейшей судоверфи России, в многолетней Северной войне (1700-1721 годы) со Швецией и ее союзниками. 5 июля (24 июня) 1701 года состоялось Новодвинское сражение, знаменитое подвигом «морского Сусанина» Ивана Рябова (И.Е. Седунова), в ходе которого была одержана первая морская победа России. 

Именно в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. С 1693 года по 1862 год на пригородных верфях были построены 506 судов разных типов, включая 160 линейных кораблей, шесть клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота. 

Через войны, через испытания...

12 (24) июня 1812 года началась Отечественная война, в водоворот которой был втянут и Архангельский Север. Тысячи архангелогородцев записались в народное ополчение уже в первые дни. 

В веках прославил Архангельск построенный на его верфи в 1826 году линейный корабль «Азов». Под командованием выдающегося флотоводца М.П. Лазарева он принял участие в Наваринском сражении в октябре 1827 года. За героизм и стойкость экипажа, проявленные в бою, «Азов» впервые в истории российского флота был награжден кормовым Георгиевским флагом. На «Азове» в Наваринском сражении в октябре 1827 года получили не только боевое крещение, но и огромный опыт будущие прославленные российские флотоводцы: лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов, гардемарин В.И. Истомин. 

Значение Архангельска как морского порта и базы судостроения вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853-1856 годы). В стремлении установить блокаду России с севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли англичане и французы дважды (в 1854 и 1855 годах) направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены.

В ходе Русско-японской войны (1904-1905 годы) архангелогородцы принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так и на море. Командир броненосца «Ретвизан» капитан первого ранга архангелогородец Э.Н. Щенснович был награжден орденом Святого Георгия IV степени; содержатель шкиперской части крейсера «Варяг» А.Ф. Денисов – орденом Святого Станислава III степени с мечами; минный квартирмейстер второй статьи миноносца «Стерегущий» Ф.Д. Юрьев – двумя Георгиевскими крестами. 

В годы Первой мировой войны военно-стратегическое значение Архангельска было очень велико. В связи с закрытием из-за военных действий портов Балтийского и Черного морей Архангельск стал единственным европейским российским портом, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Не случайно город был включён в восточную оконечность созданного с началом войны «арктического фронта», по линии которого проходила трасса поставок стратегических грузов.

Стратегический узел

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. 

В коалиционной стратегии «периферийной войны» город стал восточным пунктом созданного союзниками «арктического фронта», с которого в 1941-1942 годах предполагалось развернуть наступление на Германию и вдоль которого проходил основной маршрут поставок стратегических грузов в СССР. 

Яркую страницу в летопись войны вписали работники Архангельского морского торгового порта. В первые дни войны порт получил ответственное задание организовать прием и переработку стратегических грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии. 

Северный морской коридор в годы войны обслуживали около 800 транспортных судов и десятки боевых кораблей под флагами двенадцати стран: в том числе США, Великобритании, Франции, Норвегии, Польши, а также весь советский Северный военный и транспортный флот. 

В 1941-1945 годах в северные порты пришел 41 конвой с грузами, в составе которых были 738 транспортов; убыли на запад 36 конвоев, 726 транспортов. Из 17,5 миллиона тонн различных грузов, доставленных союзниками в СССР через Северную Атлантику, Дальний Восток и Каспийское море, четыре миллиона тонн, то есть одна четвертая часть, прибыли в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск. 

По неполным данным, на Север были доставлены пять тысяч танков, семь тысяч самолетов, тысячи автомашин, десятки паровозов, сотни зенитных артиллерийских установок, десятки тысяч тонн боеприпасов, авиационного бензина и спирта, продовольствия и снаряжения. Всё это в кратчайшие сроки отправлялось на фронт. 

За 1941-1945 годы во время проводки северных конвоев и доставки импортно-экспортных грузов погибли в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях 13 советских судов Северного морского пароходства: «Поморье», «Родина», «Вишера», «Крестьянин», «Уфа», «Шквал», «Диксон», «Архангельск», «Марина Раскова», «Муссон», «Революция», «Тбилиси», «Онега». В холодных водах арктических морей за годы Великой Отечественной войны погибли 317 членов экипажей. 

Торговый флот – работа по-военному

Свой вклад в дело разгрома врага внесли моряки Северного морского бассейна. С первого дня войны торговый флот перестроился на работу по-военному. Он пополнился десятками транспортных и рыболовных судов, переведенных в Архангельск из Мурманска, находившегося в зоне активной деятельности вражеской авиации. 

Основной задачей транспортного флота в то время являлся подвоз людских резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для армии и флота. Не менее важной проблемой была эвакуация морем в Архангельск из фронтовой зоны Мурманска мирного населения и оборудования промышленных предприятий.

Выполнение военных заказов, решение всех сложных проблем происходили в обстановке, когда люди жили впроголодь. Норма выдачи хлеба едва превышала минимальную норму блокадного Ленинграда. Жители Архангельска узнали непривычный вкус кайры и тюленьего жира. По данным органов записи актов гражданского состояния, за 1941-1944 годы в городе умерли 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный цинготный 1942 год. 

По смертности среди мирного населения страны Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда, и это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия. Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу – за всё то, что он мог дать стране. 

10 мая 1984 года город Архангельск был награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечено, что этой награды город удостоен за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания. Государство высоко оценило заслуги Архангельского морского торгового порта в Великой Отечественной войне. 4 мая 1985 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени. 

Боевые и трудовые свершения северян навсегда останутся в памяти потомков как образец служения своей Отчизне, а имена павших – священными для всех поколений. 

Присвоение Архангельску почетного звания «Город воинской славы» стало достойной наградой подвигам жителей города в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области, ссылка http://dvinanews.ru/-pgm4cr4t

Общероссийская общественно-государственная организация “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” Региональное отделение Архангельской области
НАВЕРХ